Обязано ли ООО размещать аудиторское заключение в ЕФРСФДЮЛ?

Размещение самого аудиторского заключения в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц(ЕФРСФДЮЛ) не требуется.

Однако ООО обязано размещать в ЕФРСФДЮЛ указанные в Законе N 129-ФЗ сведения о результатах обязательного аудита.


Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ) представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ), а также другими федеральными законами. Сведения, содержащиеся в ЕФРСФДЮЛ, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет


Обязательному внесению в ЕФРСФДЮЛ подлежат сведения, указанные в Законе N 129-ФЗ, в том числе в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности), подлежащей обязательному аудиту, указывается наименование аудиторской организации или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального аудитора и идентифицирующие аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) данные (ИНН, ОГРН), дата аудиторского заключения, а в случае, если отчетность и аудиторское заключение о ней не подлежат представлению в ГИРБО, указываются также мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности этой отчетности и обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на ее достоверность, за исключением случаев, если указанные сведения составляют государственную или коммерческую тайну, а также иных случаев, установленных федеральными законами (пп. “л.2” п. 7 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ).


Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО проводится в следующих случаях (ч. 1, 1.1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” (далее – Закон N 307-ФЗ)):


  • Если ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
  • Если ООО является эмитентом эмиссионных ценных бумаг, который обязан раскрывать информацию в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”;
  • Если ООО является организацией, являющейся профессиональным участником РЦБ (за исключением инвестиционных советников, осуществляющих только деятельность по инвестиционному консультированию, равно как и совмещающих эту деятельность с любой иной деятельностью, не подлежащей лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации), бюро кредитных историй;
  • Если доход ООО, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах, за год, непосредственно предшествовавший отчетному году, составляет более 800 млн руб.;
  • Если сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году, составляет более 400 млн руб.;
  • В иных случаях, установленных федеральными законами (например, застройщики согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ, кредитные организации согласно ст. 42 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (далее – Закон N 395-1) и др., Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год (согласно законодательству Российской Федерации), утв. Минфином России);
  • Если отчетность освобождена от обязательного аудита по одному из оснований, предусмотренных Законом 307-ФЗ или другими федеральными законами, но подлежит обязательному аудиту по иному основанию, предусмотренному Законом 307-ФЗ или другими федеральными законами.


Иными словами, для возникновения обязанности аудируемого лица провести аудит своей годовой бухгалтерской отчетности достаточно лишь одного основания, закрепленного в федеральном законодательстве. Например, кредитная организация, созданная в форме непубличного акционерного общества, обязана проводить аудит своей годовой бухгалтерской отчетности в силу требования Закона N 395-1, несмотря на то что Федеральным законом от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” непубличные акционерные общества “освобождены” от обязательного аудита (Информационное сообщение Минфина России от 25.07.2023 N ИС-аудит-64).


Сведения о результатах аудита в вышеуказанных случаях в ЕФРСФДЮЛ вносит ООО (абз. 2 п. 9 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ).
При этом напомню размещать в ЕФРСФДЮЛ само заключение не требуется.